Mistaken for Strangers

Я очень люблю группу The National.

Так люблю, что готова простить ей все: не самые удачные песни, совсем неудачные клипы и еще, например, вот это.

Mistaken for strangers — фильм Тома Бернингера, брата фронтмена The National — часовая юмореска о том, как трудно быть братом. Тем более братом рокзвезды. Том — эдакий Иван-дурак: в русском контексте ему бы обязательно повезло, но в контексте американской мечты он — настоящий лузер, карикатура на «тупого американца»: в свои 35 он продолжает жить в родителями в Цинциннати, питаясь «кусочками пиццы», пиная балду и не имея никаких внятных желаний, занятий и целей. В какой-то момент Мэтт приглашает его поработать техменеджером в тур The National, во время тура Том начинает снимать документальный фильм, о том, как в какой-то момент Мэтт приглашает его поработать техменеджером в тур The National и во время тура Том начинает снимать документальный фильм…

Трогательно смотреть на абсолютно детскую неспособность Тома разделить личное и профессиональное: он карикатурный «младший братишка», которому лишь бы повеселиться без особого напряга. Но поскольку особого рок-угара во время турне не происходит, Том развлекается своими методами и делает, похоже, первый в жизни робкий шаг на пути к рефлексии. Mistaken for strangers, снимавшийся без идеи и сценария, превращается в попытку обрисовать отношения со старшим братом — через разговоры с ним и его ближним кругом. Беда в том, что у Тома даже с речью дела обстоят довольно туго — до конца фильма он не сможет задать ни одного хоть сколько-нибудь интересного вопроса, располагающего к развернутому ответу. Именно поэтому Мэтт, несмотря на житейскую близость с братом (накинуть на плечи куртку, покорчить рожи в зеркале, подурачиться) — так и остается непроницаемым и недосягаемым божеством — объектом восхищения и зависти, владеющим собой и словом — то есть всем тем, чего лишен бедняга Том. You get mistaken for strangers by your own friends: после одного из выступлений Мэтт уходит со сцены за кулисы и проходит мимо брата, почти не узнавая его. Разгадать Мэтта не помогут ни детские фотографии с пляжа и рыбалки, ни вставки с ранних концертов, ни короткие интервью с родителями Бернингеров. В этом, конечно, есть своя шутка — любовь к романизованным биографиям — дело пошловатое (проверьте по Набокову), другое дело — слушать саму музыку. Тем, кому не столь важно узнать что-либо сокровенное о личной жизни музыкантов, возможно, будет приятно услышать Vanderlyle Crybaby Geeks в туалете — впрочем, вряд ли стоит смотреть для этого фильм целиком.

Можно предположить, что все это — мистификация. Тогда это тот род шутки, где автор падает в лужу ради всеобщей потехи, но здесь она не уравновешивается существующими вне контекста плодами таланта и усердия (как это, например, происходит с Хоакином Фениксом и его I am still here). В результате зритель оказывается один на один с неудобным и неполиткорректным чувством: жизнь Тома Бернингера, увы, совершенно неинтересна. В одной из сцен Мэтт объясняет брату, почему его взяли на эту работу — «The only reason why you are here is because you’re my brother» — к сожалению, только по этой же самой причине этот фильм посмотрело больше одного зрителя.

Конечно, Тома жаль, хотя его самоирония и его заурядность подкупают. Он в некотором роде изнанка Мэтта — понятная, простая, близкая обывателю. Он не прячется за словесными нагромождениями и сложными метафорами, а значит ему хочется сказать: «Да забей ты на брата. Хочешь кино снимать — снимай. Но не про брата. Может, что получится».

  1. My Little Brother
  2. Brother
  3. Pass This On
  4. Братское сердце
  5. Brother, My Cup is Empty
  6. I Never Learnt To Share
  7. Little Brother