Призрак Пеппера

О первом конкуренте кино на рынке балаганных зрелищ

Sherlock-The-Abominable-Bride-Emelia-Ricoletti

Рождественская серия «Шерлока» принесла разочарование, гомофобные шутки и мемы про Мориарти-невесту, а для нас стала поводом вспомнить про Призрак Пеппера. [Осторожно, спойлер для тех, кто верит, что в кино существуют спойлеры!]В своих чертогах разума Шерлок оказывается ровно там, где его придумали — в Лондоне конца 19 века. И в тот момент, когда доктор Ватсон уже готов поверить в существование привидения невесты, мстящей за всех суфражисток, Шерлок объясняет мистику низкого сорта, как и положено самому рациональному жителю эпохи темного романтизма (или герою «Скуби Ду»): привидение на самом деле — ярмарочный фокус, так называемый Призрак Пеппера (Pepper’s Ghost).

Технология Джона Генри Пеппера такова: стекло, незаметно установленное под углом в 45 градусов, отражает объекты, находящиеся в черной комнате (или blue room), спрятанной от глаз зрителя. Все, что в черной комнате отражает свет, проецируется на «сцену». Гаснет свет в черной комнате — «призрак» исчезает. Популярный трюк викторианской эпохи впервые был описан Диккенсом в повести «Одержимый, или Сделка с призраком». Пеппер изобрел этот аттракцион в 1863, а умер в 1900 году. Шутили, что он пережил своего призрака — кинематограф стремительно вытеснял конкурентов на рынке балаганных зрелищ. Однако изобретение оказалось весьма живучим, да и вообще шло с кинематографом рука об руку.

f25c8f_66c18ae3091b44b4a2a7214cdf2f8d40

Начнем с очевидного: Призрак Пеппера наравне с другими изобретениями до-киношной эпохи стал одной из предтеч кинопроектора — перенесения изображения на новую поверхность, и как бонус — преодоления изображением плоскостности. Эпоха романтизма требовала мистических шоу, и наравне с Призраком Пеппера появились и другие фантасмагории вроде «туманных картин» Этьена Гаспара Робертсона. На век обогнав братьев Люмьер, Робертсон использовал принцип «волшебного фонаря» (laterna magica), проецируя жутковатые изображения на дым, вызывая тем самым неподдельный ужас публики. Незадолго до изобретения кино laterna magica превратилась в мистическое шоу с соответствующим репертуаром: например, «экранизации» удостоился «Ворон» Эдгара Аллана По.

magiclantern-2

И если «волшебный фонарь» переродился в кинопроектор, то технология Пеппера пригодилась для создания спецэффектов в продакшне: ее впервые использовали в 1927 на съемках «Метрополиса» Фрица Ланга, чтобы создать иллюзию футуристического города с небоскребами, а потом в «39 ступенях» Хичкока и в «Бриллиантах навсегда». Даже в «Один дома» Призрак Пеппера спас сцену, в которой у воришки Гарри загораются волосы — до компьютерной графики оставалось еще несколько лет.

Традиция ярмарочного призрачного шоу преобразилась в диснейлендовском «Особняке с привидениями», где призраки Пеппера (в данном случае — отражения роботов) устраивают настоящий бал. В музее и библиотеке Авраама Линкольна поселили его призрака, чтобы тот вдохновлял юных книголюбов и добавлял экскурсиям интерактивности.

HM_WDW623_BdayBanquet

Но лучше всего технология Пеппера прижилась на концертах. Да, живых концертах. Musion Eyeliner — технология HD 3D проецирования или Призрак Пеппера 2.0 — первыми вывела на сцену Gorillaz на церемонии MTV Awards в 2005. Оно и понятно — несмотря на то, что фанаты Албарна узнали его голос после первого же сингла, это не мешало бэнду играть в анонимность, выставляя в клипах свои мультяшные образы. Через год они уже спели с Мадонной на Грэмми:

Следом «живьем» выступила Хацунэ Мику, виртуальный идол простенькой ритм-игры, в которой Хацунэ поет, а игроку надо нажимать на кнопки в ритм ее песен. В какой-то момент культ потребовал живого выступления гейм-дивы, и оно состоялось в 2010 году в Токио. Вот она, встреча выпускников немого кино: помимо толпы фанатов, которые были живее всех живых, цифровой Хацунэ аккомпанировали живые музыканты. Плюсы очевидны: в райдер такой звезды входит только HD проектор и специальная Eyeliner пленка, которая превращает 2D изображение с проектора в объемное изображение в пространстве.

Круг замкнулся, когда с помощью Призрака Пеппера на сцену буквально вернулся с того света рэпер 2Pac. На фестивале Coachella 2012 года Snoop Dog вытащил на сцену Тупака, и еще вопрос, кому было более creepy: многотысячной публике или Снуп Догу в непосредственной близости от убитого 10 лет назад культурного героя. Волна дошла даже до фондовых рынков: котировки диджитал-сектора поползли вверх, а в Times забеспокоились о моральной стороне вопроса.

Призрачное шоу было и у Майкла Джексона пару лет назад. Правда, на его YouTube канале по описанию сразу и не поймешь, что на сцене проекция. Можно догадаться разве что по характерному отблеску (вернее — источнику изображения) на полу. Пеппер, спасибо, что живой!