Дневник Берлинале – The Realm of Perfection

Кино и теннис

«Кино лжет, спорт — нет». Эпиграф к фильму Жюльена Фаро «The Realm of perfection» ­- цитата из интервью Годара спортивному журналу «L'Equipe» и приглашение к сопоставительному анализу кинематографа и… тенниса.
Точнее к обстоятельному рассказу, который ведет за кадром голос Матьё Амальрика, пока перед нами спортсмен методично демонстрирует технику удара по мячу: «Вы смотрите на этот фильм и думаете о том, куда поместить его на вашей кинематографической шкале».

«The Realm of perfection» действительно сложно вписывается в какие-либо рамки. Фильм целиком собран из архивной съемки, выуженной из гигантских железных бобин национального спортивного архива — кладбища спортивной съемки. Несмотря на то, что режиссер по совместительству им заведует, сам он далек от подобострастного смахивания пылинок. Это реанимирование медиа-трупа представляет собой тщательную кураторскую работу, где при желании на вместо реальной звуковой дорожки можно вложить в уста спортсменов диалог из «Крестного отца».

Тщательно организованный материал сначала будто делится на главы, обосновывающие союз тенниса и кино: движение, чувство времени, ощущение фатальности­. Однако быстро обнажается ключевое — и кино, и теннис требуют главного героя. Материал Фаро 16-миллиметровый архив матчей и тренировок Джеймса Макинроя — каждое движение, с трех ракурсов, от замедленной съемки идеального удара до обиженных разборок с судьей на поле. Великий левша, бывшая первая ракетка мира, человек с одним из самых высоких процентов побед, скандалист, любитель качать права, трепетный юноша с непредсказуемыми ударами по мячу и наездами на прессу, Макинрой из повода для разговора становится его основной темой. То, что начиналось как фильм-эссе о теннисе и кино, оказывается прекрасным фильмом о теннисисте. Сложно понять, в чем секрет: в ловкости, юморе и эрудиции режиссера, в непредсказуемости героя или в прелести потертой архивной съемки. Как бы там ни было, если кино и врёт, то это очень приятная ложь.