Виктория

Про гангстеров во времена хипстеров

Думаете, раз фильм снят без единой монтажной склейки, то придется все два с лишним часа таскаться за героями из одного клуба в другой? Разумеется, снимать целый фильм одним кадром стало возможным не так давно, если не считать самые первые немые фильмы (к ним еще вернемся). К счастью, не все фильмы full HD, снятые одним кадром, сделаны по принципу «Русского ковчега». Был еще неплохой хоррор «Тихий дом», но, пожалуй, только «Виктории» удается вырваться за пределы ловкого операторского упражнения, хоть и сложно перестать ловить себя на мысли «Эй, фокус пуллер не мог поместиться в машину с оператором и еще четырьмя актерами» или «когда гримеры успели всех так разукрасить?»

Виктория — испанская девчонка, которая на выходе из берлинского ночного клуба попадает в компанию пациков из «Закона каменных джунглей». «Вместо безобидных московских хипстеров — дерзкие парни из спальных районов». Лучше и не скажешь: опасные и очаровательные в своей агрессии и глупости, четверо ребят, среди которых и лысый дворовый Боксер (читай, Цыпа), и трусоватый романтик Сонне (типа доморощенного Гоши), сначала дурачатся, а потом случайно попадают в серьезную переделку.

За каких-то два часа рушатся судьбы, и мы становимся свидетелями настоящей трагедии, но саундтрек к «Виктории» — это все-таки не дворовой рэпчик от Гуфа, не Наадя и даже не ранний Дельфин. Музыку писал электронщик-неоклассицист Нильс Фрам, ученика ученика Чайковского, если искать истоки инфантильной мелодичности и консонанса. И выбор музыки многое проясняет. Все ключевые сцены Шиппер делает немыми, оставляя только музыкальную дорожку, а Нильс Фрам, будто принимая правила игры тапера, наигрывает одни и те же два аккорда в аккомпанементе, не утруждая себя динамикой. Музыка Фрама настолько гармонична и созерцательна, что обращает все происходящее на экране в безмятежную игру. В итоге в самые значимые и роковые моменты не чувствуешь ничего, кроме чистой экзистенции. Да, все эти ребята заранее обречены, но разве это имеет значение в данный момент времени, когда они проживают жизнь на полную катушку?

Оттого кажется, что «Виктория» ближе не к «Беги, Лола, беги», про которую все вспоминают, а к «Бонни и Клайду», к бунтарям Нового Голливуда, которые ставили себя целиком на карту, бросались в авантюру, казалось бы, без нужды, просто от скуки. Аффективный жест что Бонни, что Виктории — иррационален (ну что им спокойно дома не сиделось — нет ведь, ввязались в авантюру). Это бунт инфантильный, жестокий и романтичный. Бунт лузера и маргинала, потому они и сходятся с такими сомнительными компаниями. Так поступали герои «Диких ангелов», «Пустошей» Малика, герои раннего Копполы и Пекинпа… Их отчаянный жест становится жестом героическим, а проигрыш становится победой, а это не меньшая редкость, чем два часа одним дублем.