— Когда я вышла из тюрьмы, у меня в кармане было только два доллара. И ты знаешь, что я купила? Билет на автобус и пончик!
В Лос-Анджелесе Рождество, две проститутки Синди и Александра завтракают в пышечной (давайте говорить как петербуржцы) Donut Time. Александра только что сделала себе грудь и раздает флаеры — этим вечером она поет рождественские песни в кабаке. Синди только что отсидела 28 дней за хранение наркотиков и в первый же день на свободе узнает от подруги, что ее парень-сутенер гуляет с какой-то белой цыпой. Отыскать и покарать ее — дело чести. Все что о ней известно — белая, не транс, имя начинается на Д.
— Смотри, еще один черный на скейте! Возомнили себя все Лил Уэйном.
К «Танжерин» не подкопаешься: чего-чего, а diversity здесь хоть отбавляй. Вторую сюжетную линию тянет армянский таксист Размик, примерный семьянин и постоянный клиент наших героинь. Размик за рулем не хуже Панахи развозит срез общества: китаянка, помешанная на селфи; пенсионер, скорбящий по питомцу; чероки, разборчивый в вопросах геноцида… Актер с дорогим автору статьи именем Карен Карагулян играл не только во всех предыдущих фильмах Шона Бейкера, но и в «Велкам Хоум» Ангелины Никоновой, где «позором всей семьи, что скажет отец?» был его младший брат. В сочельник Размик разрывается между тем самым вечерним шоу Александры и рождественским ужином с тещей («и кто теперь нам будет подливать коньяк?»).
Пресса очень хвалила Шона Бейкера за то, что реабилитировал на экране мигрантов и представителей маргинальных профессий, да и вообще за смелость. Это все хорошо, но ведь фильм совсем не об униженных и оскорбленных, а о том, как же все-таки здорово жить: драться, есть пончики, делиться косяком со своим врагом. Кажется, единственная мораль, которую Бейкер транслирует — банальность: пока ты кого-то любишь, ты по-настоящему жив.
Наконец, «Танжерин» не хуже «Такси» Панахи доказывает, что кино сегодня можно сделать без бюджета и господдержки — были бы друзья. Фильм целиком снят на iPhone 5s, и в этом, несомненно, есть очарование самого медиума, как бы мы ни ценили другие фильмы за редкие 70 мм. Широкий угол, беспощадно растягивающий героев на периферии кадра, пересветы и дребезжащая зелень, — мы видим это каждый день на экранах телефонов, теперь и в кино! «Танжерин» - это в первую очередь оранжево-розовый свет, который заливает Сансет Бульвар, слепит в лобовое стекло такси и бликует на всех отражающих элементах одежды Синди. Это приступы ненависти и меланхолии и отчаянные все. Вот бы «Танжерин» стал программным фильмом какой-нибудь новой волны, ведь он опять дает надежду на то, что делать кино сегодня может каждый толковый рассказчик.