Экспериментальное кино MIEFF: победили все!

All Other Things Equal, реж. Аня Цирлина

Мы заранее начали смотреть короткий метр 5 Московского Международного Фестиваля Экспериментального Кино, чтобы к открытию составить собственный топ, но впервые в жизни столкнулись с тем, что значимыми кажутся абсолютно все фильмы конкурса — и международного, и национального. То ли это мы истосковались по фильмам на грани white cube/black box, то ли программу составляли очень неравнодушные люди с хорошим вкусом и чувством юмора. В этой ситуации считаем самым честным притормозить и рассказать об уже увиденном, оставив остальных участников для большого экрана (потом допишем!)

Фестиваль пройдет на московских площадках от Москино до Garage Screen с 19 по 25 августа, и мы рекомендуем попасть не только на конкурс, но и на другие редкие события: ретроспективу Барбары Хаммер, лекцию Олега Аронсона и немое кино под аккомпанемент Сергея Шпилевого ждем особенно.

«Протокобра», реж. Кирилл Хачатуров

Нормальные люди со смещенным центром тяжести в основном просыпаются, ходят в магазин за чаем, танцуют или падают. Легковесные, в летящих шуршащих одеждах, беззастенчиво обнажающих их неловкие тела, они идеально вписываются в вертикальное кино, с которым нам всем давно уже пора смириться, в 2020 — уж точно.

All Other Things Equal, реж. Аня Цирлина

Фаунд футадж пленок 70—80х (судя по начесам и нарядам): советский женский мир от плавчих до астрономов, от крановщиц до диспетчеров. В кадр не попадает, кажется, ни одного мужчины: одни женщины отправляются в космос, а другие остаются у окна вглядываться в городскую ночь. Смешные, но чаще трогательные старомодные лица — сейчас у нас уже совсем другие черты, только заботы те же.

A Passage, реж. Феликс Калменсон, Роузбех Акбари

Параджанов на минималках (если бы он хоть сколько-нибудь был подвержен нарциссизму малых различий) осмысляет общие границы между Арменией и (нет, не угадали) Ираном. Гулкий эмбиент то и дело прерывается синкопичным битом на 7/8, что добавляет тоски по несбывшемуся в 2020 году рейву Urvakan, который должен был состояться на армянских заброшках — от НИИ до детской железной дороги. Есть ощущение, что эти же локации использовал и автор фильма.

«Последние слова» реж. Александра Карелина

Последний выход на сцену тихих обитателей любой позднесоветской квартиры — от олимпийских значков до открыток с Есениным. Как и все, что поймано на грани своего существования, они сообщают главное: «никогда я не был счастливей, чем тогда». Ванитас стал чуть ни ли первым объектом исследования видео-художников, однако, тут процессу разложения подвергаются не только предметы, но и сам медиум: пленка теряет свои ТХ на глазах.

«Год белой луны», реж. Максим Печерский

Гениальные разговоры с мамой, которая поет в караоке и просит встретить ДР в белом — это год белой луны. Она верит в астрологию и игнорирует сына. Он рассказывает о своих снах и старается не говорить о ее болезни. Так и живут. Так и живем.

«Синяя роза», реж. Ольга Корсун

50-минутный атлас Мнемозины, посвященный цветам: от оптового склада до икебаны. Попытка вернуться к корням осуществлена на всех уровнях медиа: тут и настоящие ритуалы по типу тех, что были в «Солнцестоянии», и, собственно, пленка вместо цифры. Один из немногих фильмов фестиваля, в котором голос за кадром, очевидно, принадлежит человеку — машины такой степени меланхолии, кажется, еще не обучились.

The Shining Will Come Crashing Down, реж. Дмитрий Венков

Про слоу-мо было сказано уже достаточно еще на заре видеоарта, а в эпоху, когда 240 кадров в секунду может снять любой обладатель телефона, и вовсе кажется избыточным, но фотогении это не отменяет: оторваться от самой медленной игры в волейбол физически невозможно — настолько рапид деконструирует привычные движения, эмоции и коммуникации спортсменок, что изменяет до неузнаваемости и характер игры, и объективирующий взгляд.

Sweeping Sweet, реж. Аня Леонова

Созданный будто (или на самом деле?) искусственным интеллектом видеоряд из панелек и гор мусора разной степени осязаемости. Главным агентом этого излюбленного видеохудожниками хронотопа становится городской уборщик, меланхолично рассекающий по бескрайним просторам 3d анимации. На ГЗК — монолог городской жительницы в лучших традициях Кейт Темпест.