Прорвёмся, ответят опера: «Оперативник» с Дианой Крюгер и Мартином Фрименом

Берлинале-2019: женщина-спецагент выбирает между любовью и Моссадом

Диана Крюгер играет Рейчел (настоящее имя узнаем позже) вроде как без роду-племени и со знанием языков, которую вербует Моссад в лице обаятельного связного Томаса (Мартин Фримен).

Описание фильма, обещающее триллер об израильской армии, обычно ничего хорошего не сулит, особенно тем многим, кто не читал книгу израильского Джона Ле Карре “Учитель английского” - рассказ о будничной кухне спецслужб от человека, непосредственно в ней побывавшего.

Тем приятнее, что на поверку фильм оказывается не так прост. За приключениями спецагента режиссёр Юваль Адлер пытается спрятать психологическую драму, в центре которой безвольная женщина, которой приходится маскироваться и нервничать на пропускных пунктах, пока боссы-мужчины решают вопросы в чистой конспирологической квартире в Лейпциге. При этом поначалу всё очень мило: вступление в Моссад с первым заданием (перейти границу и поселиться в Тегеране по ложным документам) похоже на обретение новой семьи, Томас вместо спецагента похож на доброго друга, который поддержит в трудную минуту, а вынужденный переезд в Иран — это приятное приключение с ориентальными мотивами: в конце концов, Диане Крюгер очень идёт чадра. Однако чем лучше Рейчел становится в своей супергеройской работе, тем более серьезными становятся её задания, тем выше риски и потери, и тем меньше она может распоряжаться собой и своим телом - соответственно, интрижка с тегеранским бизнесменом и незапланировання беременность оказывается всем очень некстати.

Концентрируясь на психологии героини, режиссер, тем не менее, настолько опускает весь политический конфликт, орудием которого становится Рейчел, что её внезапное осознание, что гибнут дети и невинные жители, выглядит почти комически. Психологический триллер с фокусом на чернорабочем в мире агентуры и с приятным флёром паранойи отсылает к «Разговору» Копполы, но в данном случае не дотягивает в результате ни психология, ни триллер. Правда выбирая между работой (Израиль) и сердцем (Иран), героиня выберет третий путь и сделает шаг в сторону эмансипации и свободы — и фильм внезапно станет невероятно захватывающим, развернув перед нами первую за полтора часа сцену погони — и тут же закончится. Полное ощущение, что режиссеру с такими замашками удался бы какой-нибудь сериал “Родина” средней руки: так и просится вторая серия, в которой Томас окажется пылким любовником и Мартин Фримен наконец-то что-нибудь сыграет, потому что здесь он весь фильм трогательным движением бровей изображает милого парня, который работает на плохих израильтян.